ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

05.03.2016 19:05

Новикова Ольга Константиновна

МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.»,  педагог-психолог

 

Рекомендации обучающимся

 

  • Составляйте план своей работы

Продуктивно человек может заниматься 8-10 часов в сутки. Определите общий фонд времени в часах и распределите его на проработку и повторение материала, не забывая про перерывы.

  • Когда лучше учить и повторять

Время активности нашего мозга – с 8 до 12 и с 14 до 17 часов. Ни в коем случае не нужно учить ночью. Исключение составляют «совы». Днем они «спят», зато после полуночи у них начинается просто бум активности.

  • Как заучивать материал

Чтобы лучше запоминать, нужно сформировать у себя установку (поставить цель): я могу запомнить этот материал, я хочу сам решить эту задачу. При этом соблюдайте простейшее правило, связанное с дыханием. Когда вы вдыхаете воздух, нужно сказать себе: «Я могу это выучить, я сумею все запомнить» (позитив). А при выдохе: «Усталость прошла, напряжение спало» (негатив). Это простое упражнение мобилизует, настраивает на рабочий лад.

  • Пользуйтесь разными видами памяти

Существуют разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная и др. Сочетание их дает самый сильный результат.

  • Пользуйтесь разными способами запоминания

Качество запоминания улучшится, если пользоваться способами «на слова или образы». Иногда стоит вспомнить название заголовка или первое предложение – и текст восстановлен.

Условие хорошего запоминания – план. Причем помнить нужно не просто план сам по себе, а процесс его составления (что за чем идет). Если материал неравномерный, разделите его на блоки, каждый из которых должен быть законченным по смыслу.

Некоторые пишут шпаргалки – и правильно делают. Во-первых, пока ученик пишет – он запоминает. К тому же обычно переписывается не весь текст, а какие-то тезисы, а это уже элемент анализа материала. А еще шпаргалка дает психологическое спокойствие.

  • Как лучше повторять

Повторение - мать учения. И уж конечно оно играет огромную роль при подготовке к экзаменам. Каждое повторение должно нести в себе что-то новое. Можно не просто пересказывать текст, а делать это в форме диалога с самим собой (что было дальше, когда, где, по какой причине, при каких условиях это произошло?)

  • Поддерживайте свою работоспособность

Увеличьте продолжительность сна на 1 час, но сравнению с обычной. Утром и в середине дня бывайте по 30 - 40 минут на свежем воздухе. В перерывах между занятиями устраивайте физкультминутки. Делайте гимнастику для глаз.

  • Правильно питайтесь

Есть нужно почаще и понемногу, ешьте овощи, фрукты, сухофрукты, орехи, мясо, рыбу и т.п.

  • Настраивайте себя на эффективную работу и на успех

Для этого используйте мысленные стратегии преодоления страха перед экзаменом, элементы аутотренинга. Примерные формулировки настроя:

Я спокоен и уверен в себе

Я здоров, полон сил и энергии

Я верю в себя и в свои силы

Я запоминаю быстро и много

Я успеваю всё выучить

Мне легко вспомнить любой материал

Я твёрдо верю в успешную сдачу экзаменов

Я уверен в своих знаниях

Я правильно распределяю силы и время

Я собран и владею собой

 

Рекомендации родителям

 

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются  переживания.

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором  успешной адаптации к подготовке и сдаче  экзамена. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций, быть ответственным, сильным, активным и в то же время тонким и чутким. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения, поощрения его деятельности. Создания благоприятной атмосферы доброжелательности.

Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладание отрицательной оценки со стороны  родителей в процессе  подготовки выпускника к экзаменам  вызывает  чувство  внутренней незащищенности, неуверенности в себе и  страха  перед предстоящими  испытаниями.

Выпускнику будет важна ваша психологическая поддержка, если он недостаточно хорошо сдаст ЕГЭ и  не поступит  в ВУЗ. В ситуации неуспеха  выпускник  остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вместе с ним  продумать  возможные  способы  выхода  из создавшейся  ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь принять сами и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

Постарайтесь научиться сами, а также научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляциии. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой  это  умение  пригодится  вашему  ребенку на  экзамене.

 Жизни без проблем не бывает. Решив одну проблему, человек сталкивается  с другой. Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение. Не стоит идти на  поводу своих  страстей  и  эмоций, лучше попробовать снизить значимость  проблемы для себя и ребенка. Например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!»

Очень многого можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: «Я знаю», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия самоориентацией на достижение позитивного результата.